на Главную

Журналистика

Свободны ли наши СМИ

 

Главная
Опрос
Итоги опросов

Публикации
Журналистика
*Феномен корпоративных медиа
*ИТ на журфаке
*Журналистика-2010
*Свободны ли наши СМИ
Реклама
Америка
Компьютер и СМИ


Ссылки
Обмен ссылками
Гостевая книга и Форум
Живой Журнал

Чат У Резидента

Обо мне




TopList

 

О Первой поправке, "Великой Китайской стене"
и независимой журналистике - в США и у нас.

Наша группа из 12 российских журналистов провела в Штатах в общей сложности три недели - мы посетили Вашингтон (округ Колумбия, т. е. столицу), Научный Треугольник - три маленьких города в штате Северная Каролина - Роли, Дарем и Чапел-Хилл, город Денвер (столица штата Колорадо) и Большой Нью-Йорк. Это около 30 деловых встреч - редакции газет, радиостанции, телестудии, объединения журналистов...

И всюду нам говорили о Первой поправке к Конституции США. Эта поправка - о свободе слова. Американские журналисты не упускают случая погордиться ею. И правильно. Потому как Первая поправка в Америке - это все равно, что священная корова в Индии...

И еще одна восточная аналогия, на сей раз не моя собственная, а услышанная в Штатах. Отношения, связывающие (а вернее наоборот - разделяющие) журналистский коллектив и тех, кто занимается финансами, в т. ч. рекламой, там недвусмысленно именуют "Великой Китайской стеной". Реклама это реклама, а журналистика - это журналистика. Публикация задевает постоянного рекламодателя? Ну и что, это его проблемы. Бывает, СМИ идут на серьезные убытки, лишаясь таким образом рекламодателя, но сохраняя имя. А имя - это весьма существенный капитал в стране, где верят далеко не каждому печатному слову, и имя надо еще заслужить.

Да, независимость ценится дорого. Потому "заказных" материалов (то есть, внешне как бы не рекламных, но когда уши торчат) - нет вовсе. И дело даже вроде бы не в этических соображениях. Просто репутацией дорожат, потому как конкуренция.

Тем более, четко разграничены журналистика и то, что сегодня называется модным словом "пи-ар" (кто не знает - аббревиатура от "public relations" - "общественные отношения"). Причем обе профессии - уважаемые и престижные, но в одном лице несовместимые.

Скажем, представьте себе некий абсурдный судебный процесс, где в качестве и прокурора, и адвоката выступает одно и то же лицо. Бред? Точно такой же бред, когда наш российский коллега пытается совмещать "пи-ар" с журналистикой. Скажем, во время предвыборной кампании...

Это касается независимости и непредвзятости не только экономической, но и политической. Журналист не имеет права принадлежать к политической партии. То есть, иметь-то он имеет, да только стоит ему попробовать это право реализовать, даже в самой невинной форме (например, участия в митинге в свободное время) - и ему влетит от редактора. И хорошо, если только влетит. Если он вовсе работы не лишится...

Все сказанное наводит на невеселые сопоставления. Да, в нашей Конституции есть статья № 29, которая гласит примерно то же, что Первая поправка к Конституции США. Но на этом, пожалуй, сходство и заканчивается. Казалось бы, у нас можно все. Можно-то можно, только не нужно - тем, кто делает погоду.

Чтобы убедиться в том, что дела с независимостью журналистов и СМИ обстоят в нашей стране, мягко говоря, неважно, достаточно понаблюдать за предвыборной вакханалией любого масштаба. Причем, есть любопытная закономерность, которую я подметил у нас в Вологде и Вологодской области - чем циничнее ведет себя в этом смысле то или иное СМИ, тем более оно кичится своей независимостью в кратких промежутках между выборами.

Ситуацию эту в значительной мере создал законодатель. Наши депутаты, принявшие замечательный закон о выборах себя самих. И спасибо им уже за то, что составленный ими закон хотя бы не обязывает журналиста, когда тот пишет о кандидатах в депутаты, стоять по стойке "смирно", вытянув руки по швам. Потому что все прочие ограничения в этом законе уже есть. Самое смешное - что любая публикация о кандидате рассматривается в период предвыборной кампании, как агитация. А агитация бесплатной быть не должна, зато за деньги - сколько угодно. Доходит до курьезов: чтобы разместить нелицеприятную правду о том или ином кандидате, СМИ вынуждено обращаться к его сопернику, чтобы тот эту публикацию... оплатил! Сомневаетесь? У меня есть факты.

Таким образом, закон сам толкает журналиста к продажности. По крайней мере, к тому, чтобы журналист занимался разновидностью "пи-ар" - за деньги продвигал (или, наоборот, опрокидывал) кандидата. Что же до независимого суждения, оно не просто не приветствуется, оно в нашем случае запрещено законом. Не говоря уже о том, что все это не очень вписывается в требования упомянутой статьи № 29 нашей Конституции.

Кстати, именно поэтому у нас такая власть. Мы ее так выбирали. А она, в свою очередь создает такие законы. Потому что создавать других, нормальных - не может, не умеет да и не хочет.

Отсюда и некоторое извращение понятия "четвертая власть". Наши СМИ - на всех уровнях - нередко стремятся сами вмешиваться в политику. Продвигать своих депутатов, "назначать" и свергать губернаторов и мэров. Между тем, все это также не имеет отношения к журналистике. Настоящий журналист все-таки всего лишь сообщает информацию, а не занимается "воспитанием масс". Помимо прочего, кто нас поставил, уважаемые коллеги, кого бы то ни было воспитывать и направлять? Не есть ли попытки делать это - унижение человеческого достоинства тех, кто нас слушает, читает, смотрит? Эти люди ничуть не глупее нас, и нам вовсе незачем учить их правильно жить. Таким образом, против "воспитания масс" есть и этические соображения.

Да, этика... Один мой молодой коллега в Гостевой книге этого сайта вскользь назвал журналистскую этику "скучным предметом". Другой, умный и образованный собеседник, с порога отмел в Форуме нравственные соображения вообще как тему разговора (речь шла о различиях между журналистикой и "пи-ар")... В общем, обсуждение этических вопросов у нас далеко не так популярно, как у американских коллег...

Так применим ли у нас американский опыт в смысле независимости журналистики, свободы слова? Да, у американцев за плечами прекрасно работающая экономика и система взаимоотношений, которая выстраивалась более двух столетий. У нас сегодня нет ни того, ни другого. Видимо поэтому один из моих товарищей по поездке заметил: нам, мол, остается только ждать, пока наши дети вырастут.

Я возразил ему тогда, возражаю и теперь. Если мы будем этого ждать, в один прекрасный день наши дети вырастут и окажутся еще в худшем... В общем, еще в худшей ситуации, чем мы сейчас. У нас нет времени ждать. Тем более - нет 200 лет для становления свободы слова. И экономики такой у нас тоже нет. И не предвидится, потому как при отсутствии свободы слова экономика едва ли может развиваться полноценно.

Независимость, коллеги? Да у нас с вами сейчас просто нет иного выбора.

Михаил ОМЕЛИН

 
  Написать автору к началу статьи
Хостинг от uCoz